Из-за оставленного северокорейскими браконьерами мусора в акватории залива Петра Великого может исчезнуть местная популяция ларги

В Долине гейзеров открылся современный визит-центр
27 октября, 2019
Подмосковные художники представили Быстринский природный парк в своих произведениях
29 ноября, 2019

Рыболовные сети, которые оставляют в Японском море северокорейские браконьеры, смертельно опасны для всех морских обитателей – от китообразных и ластоногих до рыб и моллюсков, считает научный сотрудник Дальневосточного морского биосферного заповедника, кандидат биологических наук Игорь Катин.

По его словам, браконьеры после разового использования топят отработавшие сети. Материал, из которого они изготовлены, не разлагается много лет. На дне в эти сети попадают моллюски, морские ежи, звезды, рыбы, крабы. В сетях, остающихся на воде, погибают морские птицы и млекопитающие, в том числе и киты.

«Влияние северокорейских браконьеров распространяется не только на юг Приморья. Это большая проблема для всего Японского моря – наносится несомненный вред всей биоте. Это международная проблема, – сообщил научный сотрудник морского заповедника Игорь Катин. – Чтобы оценить масштаб проблемы, можно провести простые вычисления. На спутниковых изображениях мы насчитывали одновременно более 3500 судов, проводящих лов в нашей исключительной экономической зоне, прилегающей к побережью Приморского края. Каждая такая добывающая единица выставляет за один раз по километру и более сетей. Учитывая то, что сеть ловит всего один-два дня, а лов проводится несколько месяцев, выброшенными оказываются сотни тысяч километров сетей. По сути, мы находимся в состоянии перманентной экологической катастрофы».

Сильнейшее влияние антропогенный мусор оказывает на популяцию ларги, поскольку эти ластоногие живут и в воде, и на берегу. Как пишут ученые в статье «Влияние морского мусора на местообитания ластоногих в Японском море», в Японском море обитает шесть видов ластоногих, самым многочисленным из которых является пятнистый тюлень, или ларга.

В пределах обширного ареала ларги существует восемь репродуктивных концентраций, и территориальная группировка этого вида в заливе Петра Великого является одной из самых малочисленных. Уникальность группировки состоит в том, что, в отличие от прочих популяций северной части ареала, исторически сложившейся нормой для обитающей здесь ларги является береговое размножение, проходящее на островах, строение которых благоприятствует успешному проведению родов и выкармливанию детенышей.

В период репродукции и линьки подавляющая часть тюленей концентрируется на архипелаге Римского-Корсакова, где подвергается разнообразным угрозам антропогенного характера. В заливе Петра Великого ларга обитает в одном из самых загрязненных районов. Помимо разливов нефтепродуктов, а также загрязнения промышленными и бытовыми стоками, в последнее десятилетие настоящим бедствием для ластоногих становится плавающий морской мусор, не только травмирующий животных, но и приводящий к их гибели.

Ученые вели прямые береговые наблюдения за тюленями более 10 тысяч часов. В настоящее время в заливе зарегистрировано 37 лежбищ и более 40 береговых участков, используемых тюленями в период миграционных и трофических перемещений. Численность ларги составляет по разным оценкам от 290 до 450 тысяч особей. При этом в акватории Японского моря живет всего 3000 особей, которые официально признаны уникальной группировкой. Это репродуктивно изолированная социальная форма, отличительной особенностью которой является береговая репродукция. Популяция за последние 20 лет пришла в состояние равновесия – их ежегодно насчитывают от 2,5 до 3 тысяч.

Береговое размножение ларги на островном архипелаге несомненно предоставляет ряд преимуществ по сравнению с репродукцией на льдах, но имеется и обратная сторона: из-за максимально высокой концентрации животных на ограниченной несколькими десятками квадратных километров акватории любое по происхождению и силе воздействие испытывает сразу вся популяция. В случае появления новых или увеличения уровня известных негативных воздействий равновесие будет нарушено, и последствия этого будут необратимыми. Ларги организуют лежбища в закрытых бухтах, но из-за такого расположения они сильнее всего подвержены загрязнению – мусор попадает внутрь и больше уже никуда не перемещается.

Обязательным условием программы мониторинга состояния популяции ларги является оценка состояния используемого тюленями берега, включая степень антропогенной нагрузки. На протяжении всего периода сбора материала систематизировалась информация о травмированных тюленях и случаях их гибели. Официальной статистики не существует, поэтому уровень смертности ларги устанавливали с помощью опросов местного населения, представителей госорганов, природоохранных движений и членов рыболовецких бригад.

Последние 40 лет репродуктивное ядро популяции на архипелаге Римского-Корсакова находится под охраной Дальневосточного морского заповедника, где исключена деятельность, ведущая к трансформации среды, невозможны добыча животных и вторжения на лежбища, обеспечивается низкий уровень беспокойства. Однако человеческое давление на популяцию ларги в заливе Петра Великого увеличивается. Появляются новые источники загрязнения среды, в том числе увеличивается количество плавающего морского мусора. В основном это пластик, существенную долю которого составляют отходы промысла водных биоресурсов. Ежегодно в Мировом океане теряется 6,4 млн тонн орудий лова: потерянные или выброшенные сети составляют до 46% дрейфующего мусора.

Именно фрагменты рыболовных сетей вызывают особую озабоченность. Непременную часть плавающего рыболовецкого мусора составляют поплавки, которые транспортируются поверхностными течениями и ветрами и аккумулируются на побережьях бухт. В приконтинентальной части Японского моря этот вид загрязнения в последние 10-15 лет становится настоящим бедствием.

Так, основное содержание плавучего мусора в Дальневосточном морском заповеднике приходится именно на рыболовецкий мусор, главным образом поплавки и обрывки снастей, включая как сами сети, так и синтетические тросы от них. Встречается большое количество поплавков как промышленного, так и явно кустарного производства, которые изготовлены из пенополистерола и имеют характерную форму в виде сектора цилиндра.

Граждане КНДР на деревянных судах не более 10-12 метров осуществляют промысел на границе с РФ и регулярно заходят в российские территориальные воды, в том числе в пределы Морского заповедника. В территориальных водах КНДР в северо-западной части Японского моря на спутниковых изображениях наблюдается большое количество судов, иногда превышающее 1000 единиц на 10 000 квадратных километров, а плотность составляет от одного судна на квадратную милю в мористой части до 10 в акватории, примыкающей к устью реки Туманной.

Используемые северокорейскими рыбаками жаберные сети с ячеей 20-40 мм и высотой 8-12 метров, поддерживающиеся поплавками на поводках, выставляются в дрифтерные порядки. Поводки из прочного шнура закрепляются на нижнем подборе и имеют длину меньшую, чем высота сетного полотна. Так формируется каркас, в котором образуются ловчие карманы. С каждого плавсредства может быть установлено более километра сетей, которые в сущности являются одноразовыми: выловленные объекты промысла обычно просто вырываются из сети, полотно которой при этом разрушается лишь частично. Использованные орудия лова не утилизируются, а выбрасываются и, сохраняя свою уловистость, дрейфуют на большие расстояния, запутывая не только кальмаров, на ловлю которых они чаще всего настроены, но также рыб, морских птиц и млекопитающих.

Очевидно, что наибольшую опасность для морских животных разные виды рыболовецкого мусора представляют, находясь в воде. Будучи выброшенным на берег, он перестает напрямую быть опасным для большинства обитателей моря, но не для тюленей. Наиболее часто наблюдаются ситуации, при которых животное попадает в некое подобие ячеи, когда его тело оказывается плотно обхвачено каким-либо предметом.

В подавляющем большинстве случаев это рыболовецкий мусор: обрывки сетей и веревок, упаковочная лента, синтетические мешки, пластиковые пакеты. Значительно реже, но все же регистрировались учеными петли из стального троса, проволочные кольца и даже металлические обручи. При этом «удавки» могут зафиксироваться на разных участках тела: от головы до задних ласт. Травмированные особи оказываются в неравных условиях при выстраивании социальных отношений, и им сложнее противостоять хищникам и экстремальным условиям среды.

Наиболее вредоносный мусор, с которым сталкиваются ластоногие, – это рыболовные сети. Тюлени подвергаются опасности при контакте с ними как в воде, так и на берегу. Когда кусок сети относительно небольшой, животное может перемещаться с ним продолжительное время. Если тюлень запутается в воде в достаточно большом фрагменте сети и не сможет быстро освободиться, то он непременно утонет. Передвигаясь по берегу, ларга также может запутаться в обрывках сетей, и высвободиться у нее, как правило, не получается.

Морским мусором травмируется до 7,9% некоторых видов ластоногих, и одним из видов негативного его воздействия является проглатывание животными пластика. В последнее время это стало проблемой мирового масштаба. Такая опасность в заливе Петра Великого также существует. Ярким примером может служить случай обнаружения ларги с проглоченной, скрученной в жгут рыболовной сетью; общая длина фрагмента сети составила 2,5 метра, и большая его часть уже была в желудке.

Известно, что смертность сеголетков ларги составляет 45-50%, а неполовозрелых старше года – от 8 до 22%. Доля того или иного вида смертности, вызванной как естественными, так и антропогенными причинами, в общем уровне неизвестна. Чтобы хотя бы косвенно оценить вред тюленям от морского мусора, проводятся учеты животных с повреждениями, по которым можно определить происхождение травм. Доля особей с такими травмами разной степени тяжести может составлять 2-3%. Другой – не столь очевидный, но тем не менее достаточно серьезный – вред от аккумулированного на берегу мусора заключается в том, что он откладывается на формируемых прибоем пляжных террасах и в понижениях рельефа – как раз на тех участках, где ларги по «биологическим» причинам традиционно предпочитают рожать и выкармливать детенышей. На островах залива Петра Великого емкость лежбищ ограничена, и в репродуктивный период они оказываются заполненными семейными группами тюленей. В ситуации, когда мусорными выбросами перекрыта некоторая часть лежбища, происходит уменьшение его используемой площади.

Самки вынуждены искать другое место, которое будет менее удобно для родов. Вероятность успешного выкармливания детеныша и достижения им оптимального состояния перед переходом к самостоятельному образу жизни уменьшается, что в конечном итоге приводит к снижению успеха размножения в популяции.

Вывод, который делают ученые, неутешителен: прямые угрозы, связанные с гибелью тюленей от повреждений обрывками сетей и другого морского мусора, и опосредованные угрозы, связанные, например, со снижением площади лежбищ в период родов и выкармливания детенышей, могут вызвать сдвиг установившегося равновесия и привести к снижению численности популяции ларги до критического уровня.