Заход лососей в реки, где находятся крупные нерестилища, зафиксировали государственные инспекторы Кроноцкого заповедника и специалисты, которые ведут наблюдения за медведями.
Часть стада озерновской нерки, которая нерестится в Хакыцине, Этамынке и других реках, некоторое время после захода из Охотского моря провела в Курильском озере. Это обычное явление перед началом нереста.
Поскольку всего 30% нерестилищ доступны для рыбалки медведей, опасение вызывало отсутствие нерки на мелководье. Теперь звери могут спокойно рыбачить и не рассматривать сородичей с гастрономической точки зрения. Опасность для посетителей заказника в этом районе также снизилась, поэтому было принято решение открыть туристический маршрут «Загадки Хакыцина». Он проходит от кордона «Травяной» вдоль нерестовой реки до живописного урочища Сыпучий Камень.
«В последние дни отдельные средства массовой информации спекулировали на теме слабых заходов нерки в притоки Курильского озера и медведей, которые были лишены возможности полноценно добывать рыбу на мелководных нерестилищах. Некоторые пытались сделать виновными рыбопромышленников, звучали предложения заняться регулированием численности медведей в заказнике путём отстрела, что, конечно, недопустимо. Только на особо охраняемых природных территориях сегодня можно встретить крупных самцов, в охотугодьях они давно выбиты на трофеи. Проблема равномерного заполнения нерестилищ и обеспеченности животных природными кормами безусловно есть, но её нужно решать с научным подходом, совместными усилиями учёных Кроноцкого заповедника и КамчатНИРО, — отметил Пётр Шпиленок, директор ФГБУ „Кроноцкий государственный заповедник”. — Добавлю, что заповедник был и остаётся вне политики. Наш приоритет — сохранение природы и обеспечение безопасности людей на заповедных территориях».
Одно из озвученных в социальных сетях мнений — «за 10 лет сотрудники Кроноцкого заповедника расплодили медведей, их численность выросла в 2 раза и поэтому звери пошли в посёлки».
«Конфликты людей и медведей на Дальнем Востоке — давняя и больная тема. В первую очередь нападения на людей в посёлках происходят из-за антисанитарии. Отсутствует элементарная культура утилизации пищевых, в первую очередь, рыбных отходов. Конечно, звери, как в ресторан, приходят на запах. Пока эта проблема не решится, конфликты будут возникать. И в этом случае некорректно обвинять заповедные территории в том, что они якобы расплодили медведей. Там как раз нет проблем с природными кормами, и звери стараются не покидать заповедные земли», — считает Михаил Кречмар, зоолог, охотовед, писатель, кандидат биологических наук.
Согласно авиационным учётам, которые проводятся раз в пять лет, численность популяции медведей Южно-Камчатского заказника стабильна. В 2012 году она составила 943 медведя, в 2017–990 особей. Очередные учёты запланированы на 2022 год.
«Для медведей нехарактерны резкие подъёмы численности. У них очень долгий период полового созревания, медвежата ходят с матерью до 2.5–3.5 лет. В условиях снижения обилия и доступности пищевых ресурсов численность медведей может заметно снижаться. Мы имеем два смежных года наблюдений, 2017 и 2018, очень контрастных с точки зрения обеспеченности зверей лососем. В 2017 году в Курильское озеро зашло более 2 миллионов производителей нерки, основные речные нерестилища были заполнены рыбой. В отличие от 2018 года, когда нерки в реках было мало, мы не отмечали медвежат-сирот, а случаи каннибализма были единичными. Наблюдались „дружеские” социальные объединения, когда особи разного пола и возраста подолгу играли вместе. Это свойственно медведям Курильского озера в условиях пищевого комфорта. В прошлом году отмечалось слабое заполнение речных нерестилищ, и медведи оказались в бедственном положении. В результате, в этом году мы наблюдаем значительно меньшее количество выводков, многие звери и сейчас имеют низкую упитанность и до сих пор не перелиняли», — рассказал Сергей Колчин, научный сотрудник Института водных и экологических проблем ДВО РАН, участник группы мониторинга поведения медведей.
Специалисты надеются, что рыбы, которая сейчас заходит в речные нерестилища, будет достаточно для восполнения потребностей животных перед зимним сном. Впереди ещё два долгих месяца, когда звери должны усиленно питаться. Также на озере определены места полного покоя медведей — исключено посещение туристами районов впадения в озеро нерестовых рек Гаврюшка и Кирушук.