Александру Черскому — 140 лет

Вниманию туристов: Ключевская сопка вновь активизировалась
5 июля, 2019
Радостная новость: продлен прием сказок о природных парках Камчатки!
9 июля, 2019
В этом году исполняется 140 лет со дня рождения ученого Александра Черского и ровно 100 — с момента написания его труда «Командорский песец». К двойной годовщине публикуем статью начальника отдела сохранения историко-культурного наследия заповедника Натальи Татаренковой о захватывающей жизни исследователя, внесшего высокий вклад в развитие науки на Командорах.

25 июня / 7 июля 1879 года в семье действительного члена Восточно-Сибирского отдела Русского Географического общества Ивана Дементьевича (Яна Доминиковича) Черского родился сын. Младенец появился на свет в повозке, на обочине лесной дороги, в тот день, когда Иркутск был объят пламенем.

Вместе с остальными погорельцами Мавра Павловна спешила в Александровский завод. Опустошительный пожар уничтожил половину города, навсегда разделив его историю на «до» и «после». Не пощадил и дома Черских: сгорел не только скромный скарб, но и самое ценное — рукописи и коллекции.

По одной из версий, событие повлияло на выбор имени: Александр — значит «защитник». По другой, мальчика назвали в честь известного ссыльного исследователя Сибири Александра Чекановского. «Чекановский передал мне любовь к науке, от него перенял я жажду познания природы, он открыл мне цель всей моей дальнейшей жизни», — вспоминал знаменитый географ.

Исторической родиной Черских была Витебская губерния. Древний род отличался зажиточностью и знатностью происхождения. Ян воспитывался в изысканной аристократической среде, владел несколькими иностранными языками, хорошо рисовал, играл на фортепиано, владел шпагой и был умелым наездником.

Когда вспыхнуло восстание 1863 г., одаренный 18-летний юноша учился на последнем курсе Виленского института. Через месяц партизанской деятельности в повстанческом отряде Калиновского он был взят в плен, лишен дворянства и сослан на бессрочную рекрутскую службу в Сибирь.

В 1869 г. Черский получил статус ссыльного поселенца, а в 1871-м добился разрешения переселиться из Омска в Иркутск. Там он начал активно заниматься наукой: геологией, палеонтологией, археологией и др. Жил скромно, и в 1877 г. связал жизнь с дочерью квартирной хозяйки, ставшей верным другом и помощником.

Первые годы жизни Александр провел в Иркутске. Летом 1885 г. из Петербурга пришло долгожданное помилование, и семья переехала в северную столицу. Там прошли шесть самых счастливых лет. Летом 1891 г. Черские вновь собрались в путь: новый проект Яна Доминиковича предусматривал поиски останков мамонтов в бассейнах рек Яны, Индигирки и Колымы.

Александр оставил недавно начатое обучение в 9-й мужской Василеостровской гимназии и отправился вместе с родителями. Преждевременно наступившая полярная зима задержала путешественников в Верхнеколымске. Слабое здоровье исследователя пошатнулось, предчувствуя близкую кончину, он стал передавать дела супруге. Смерть застала его в пути, но Мавра Павловна не прекратила работ и сумела достойно завершить экспедицию. Ян Черский скончался 25 июня 1892 г., и был похоронен у одного из притоков Колымы. Сын сполна разделил все тяготы походной жизни.

По возвращении в Петербург Александр блестяще окончил гимназию, а в 1904 г. — университет. Во время каникул он приезжал в Беларусь, где мать приобрела небольшое именьице, а также в деревню Парузы к Иосифу Дугласу, мужу покойной тетки Михалины. Там Александр познакомился со своей будущей супругой, Марией Николаевной. Как и знаменитый отец, юноша решил посвятить жизнь изучению дальневосточных окраин.

черский

Молодой Александр Черский, 1904 год. Фото из коллекции Александра Ржавского, гидробиолога и дальнего родственника ученого

В 1908 г. он поступил консерватором в музей Общества изучения Амурского края во Владивостоке, где на протяжении семи лет изучал фауну южно-уссурийского края. В 1915 г. Черский оставил Приморье и в должности старшего смотрителя за рыбными и пушными промыслами выехал на Командорские острова.

Прибыв 29 июля на о. Медный, Александр разместился в доме бывшего помощни­ка начальника Командорского уезда. Среди населения он пользовался большим уважением, и в мае 1917 г. был избран помощником уездного комиссара Временного правитель­ства и в скором времени утвержден областным комитетом в должности комиссара. Но поскольку деятельность Черского не простиралась дальше о. Медного, комиссаром продолжали считать Иннокентия Громова, жившего на о. Беринга.

В сентябре 1918 г. Александр Иванович выехал в Петропавловск, а затем в Приморье. Во Владивостоке он устроился старшим инспектором в Управление рыбными и морскими звериными промыслами Дальнего Востока. Там же закончил свой главный научный труд «Командорский песец».

Летом 1919 г. планировалась командировка в Японию, но ее пришлось отложить из-за тяжелой экономической обстановки, сложившейся на Командорских островах. Черский взялся сопровождать командированного на острова ревизора Управления С.Н. Ничкевича как максимально владевший ситуацией компетентный специалист. Александр Иванович не планировал задерживаться, но по просьбе Ничкевича был вынужден взять на себя руководство командорскими промыслами. «В виду исключительных обстоятельств <…> прошу Вас с 5-го сего августа принять на себя заведывание промыслами и все административные функции представителя Управления на островах», — ревизор не видел иного выхода из кризисной ситуации.

С мая 1920 г. Черский официально работал под началом Камчатского облисполкома и считался служащим образованного после свержения колчаковской власти Совета по делам рыбных и морских звериных промыслов Дальнего Востока. Жил он по-прежнему на о. Медном. По воспоминаниям Екатерины Сторчак, Александр собирал зоологические и ботанические коллекции и превратил свою квартиру в настоящую лабораторию.

Жизнь ученого оборвалась трагично. До сих пор достоверно неизвестны ни обстоятельства, ни даже год смерти. По одним сведениям это произошло 9 октября 1920 г., по другим — в начале 1921-го. Официальной версией считается самоубийство, но не исключено, что смерть стала следствием необдуманного поступка одного из островитян, по сути несчастным случаем.

Александр Иванович остался в памяти как профессионал высочайшего уровня, основоположник идеи островного звероводства и просто отзывчивый, глубоко порядочный человек. Его именем назван ряд животных и растений Дальнего Востока, а также мыс на восточном берегу острова Русского.

Наталья Татаренкова, начальник отдела сохранения историко-культурного наследия заповедника «Командорский»